Вторая жизнь дизельного двигателя Д-160 тракторов Т-130, Т-170 после его снятия с производства в 2001 году

05.11.2019
Вторая жизнь дизельного двигателя Д-160 тракторов Т-130, Т-170 после его снятия с производства в 2001 году

Трудно поспорить с тем, что одна из самых сложных проблем экономики России последние 30 лет, - это состояние машиностроительного производства. Нелегко сосчитать все предприятия, закрывшиеся со времён пресловутых «гайдаровских реформ» и в 2000-е годы, когда большие заводы становились добычей интересов другого крупного бизнеса. Никто не знает имён всех героев промышленного менеджмента – тех руководителей, которые бились с этим бизнесом и неудачными государственными преобразованиями, проводили реструктуризацию и модернизацию и сохранили свои заводы. На фоне этих процессов росли цены, постоянно появлялись и закрывались малые и средние предприятия, возникали международные санкции и политика импортозамещения.

К чему повели эти процессы на нашем рынке спецтехники – тракторов, бульдозеров, автогрейдеров, кранов и комплектующих к ним? Этот рынок был свидетелем, как заводы-гиганты начали выпускать всего несколько машин в год, и появились мелкие, более оперативные, но маломощные сборщики их продукции по лицензии. Развитие рынка тормозила система закупок через тендеры. Не так давно возникло и уже принесло большой вред уникальное явление утилизационного сбора на спецтехнику. Покупатели спецтехники начали испытывать всё больше проблем с финансированием: годами копили на один кран или трактор и могли не знать, понадобится ли он в полной мере, – ведь поначалу нужно выиграть тендер на проведение строительных работ.

Отчего старые модели Т-130, Т-170 до сих пор на рынке?

В России на такие глобальные экономические явления всегда один ответ: ремонтируем, восстанавливаем и по 50-60 лет используем старую технику. Российский менталитет уже предусматривает некоторый элемент гордости за то, что та или иная машина ездит уже 40 лет, а выглядит и работает очень неплохо, так как у неё аккуратный, «рукастый», технически грамотный хозяин. Оптимально использовать технику до самого конца её ресурса можно, только вовремя проводя ремонт, профилактическое обслуживание и замену запчастей.

В этой связи на просторах России ходит и трудится ещё много гусеничных тракторов Т-130, Т-170 с дизелем Д-160, которые давно заменены заводом-изготовителем более новыми моделями Т10М, Б10М (2003 г.) и прочими. Их приводят в порядок специализированные ремонтные компании и мелкие лицензионные производители, которым было бы, к примеру, трудно справиться с наладкой гидромеханической трансмиссии Б10М и прочих современных машин. Однако с привычной «механикой» они работают профессионально.

Где взять дизель Д-160 для старой модели трактора?

К примеру, в отношении коробки передач Т-170 в сети Интернет можно найти много информации: коды деталей, предложения, подробные инструкции по замене. То же касается муфт сцепления, элементов гусеничного хода. Однако существует проблема, что само «сердце» машины – двигатель Д-160 – достать уже не так просто, с производства он был снят в 2001 году. Для моделей, следующих за Т-170 (Т10), Д-160 был заменён производителем на Д-180.

Дизельный двигатель – сложная по конструкции система, состоящая из нескольких взаимодействующих подсистем: газораспределительной, топливной, системы охлаждения, подачи масла, турбонаддува. Она включает несколько насосов (топливный, масляный, топливоподкачивающий и прочие), валы особой конструкции (коленвал, распредвал), работа которых связана со схемой срабатывания клапанов цилиндров. Регулятор подачи топлива или пусковой двигатель (так называемый «пускач») дизеля – отдельная тема для конструкторов машины и механиков сервисных центров. Дизель как отдельная машина весит около 2,5 тонн. Ранее дизельные двигатели для тракторов можно было купить только у самого завода, и каждый дизель имел серийный номер, зная который, придирчивый заказчик мог связаться с производителем и проверить оригинальность и время выпуска.

Напомним, что дизельный двигатель старых тракторов и бульдозеров Т-130, Б-130, Т-170, Б-170 мощностью 170 «лошадей» имел:

  • 4 цилиндра диаметром 145-150 мм с ходом поршней 205 мм, срабатывающих по схеме «1-3-4-2»;
  • частоту вращения коленвала 1070 или 1250 об/мин в зависимости от исполнения (существовали исполнения Д-160.01, Д-160.03, Д160Б-1 и прочие);
  • все системы и основные элементы практически такие же, как у последующей модели Д-180, - отличия состояли в коллекторах, навеске, конструкции корпусов.

Модели Д-180 производятся до сих пор, в то время как новый или почти новый оригинальный Д-160 найти на рынке уже практически невозможно.

Сколько стоит дизель?

Немного поговорим о ценах на такие двигатели:

Ещё в 2018 году компания «Машсервис» в Челябинске предлагала со склада полностью «откапиталенный» Д-160 с восстановленным ресурсом за 300-350 тысяч рублей, в то время как новый двигатель Д-180 можно было купить у завода-изготовителя не меньше, чем за 850 тысяч. В 2019 г цены производителя на новые дизели подскочили очень значительно - до 1,5 млн рублей. Нет сомнений, что они ещё вырастут в 2020 году, а сроки поставки увеличиваются в связи с проблемами, присущими в непростое для нашей промышленности время любому крупному предприятию.

Основные компоненты дизеля Д-160 (Д-180)

Любому профессионалу рынка спецтехники известны основные компоненты дизеля и даже особенности их эксплуатации и износа. Тем не менее, повторим их здесь для цельности нашего изложения. Основные элементы дизеля - это:

  • Коленвал, на шатунные шейки которого монтируются шатуны, связанные с поршнями цилиндров. Кинематическая схема работы связана именно с последовательностью движения шатунов, задаваемой вращающимся коленвалом.
  • Чугунный маховик с зубчатым венцом на конце коленчатого вала, который раскручивает пусковой двигатель (как правило, ПД-23) или электростартерная система пуска. Маховик, накапливая потенциальную энергию за счёт своей немалой массы, работает при запуске – наращивает обороты коленвала, помогает выйти на стабильное вращение.
  • Блок цилиндров с клапанами – по два для каждого цилиндра, по четыре на каждой головке (так как применяется одна головка для двух цилиндров).  
  • Распределительный вал с шестернями, определяющий порядок срабатывания вышеупомянутых клапанов головок.
  • Насосы: топливный, топливоподкачивающий, масляный, системы смазки, системы водяного охлаждения. Топливный насос высокого давления – плунжерного типа, работает в системе с механическим регулятором подачи топлива.
  • Вентилятор.
  • Радиатор – так называемая «водяная рубашка» дизеля.
  • Коллекторы.
  • Карбюраторный пусковой двигатель, раскручивающий при пуске коленвал дизеля, либо электростартерная система пуска.

Сервисные услуги и запчасти для дизеля Д-160

Что часто требуется владельцам Т-130, Т-170 для их дизельных двигателей в настоящее время? Популярностью всегда пользуются сервисные услуги по замене поршневых колец и гильз цилиндров, шлифовке коленвала, ремонту топливного насоса. Более серьёзные повреждения двигателя в процессе многолетней эксплуатации требуют замены головок блока, зачастую вместе с клапанами. Зачастую требуется и новый маховик (или его зубчатый венец), и детали «пускача», и шестерни распределения.

Специалисты компании «Машсервис» хорошо разбираются в запчастях к дизелям, и мы имеем налаженные каналы их поставок, работая не первое десятилетие на своё рынке. К примеру, если заказчик пишет в своём запросе, что ему нужны «вкладыши», наш менеджер сразу спросит, для шатунной или коренной шейки коленвала они предназначены. Основные запчасти, которые пользуются у нас популярностью, это, например:

  • основной шатун 16-03-114СП;
  • поршневая группа для рабочих цилиндров Ф145, Ф150;
  • комплект поршневых колец для Ф145 51-03-115СП или Ф150 51-03-122СП;
  • маховик в сборе 16-03-111СП;
  • пусковой двигатель ПД 23-17-23СП и его детали;
  • топливные насосы, плунжерные пары к ним;
  • масляные шестерённые насосы НШ- и т.п.

В некоторых случаях, когда стоимость работ по восстановлению получается достаточно большой, можно приобрести у нас целый восстановленный дизель Д-160 со всеми насосами и вентилятором, а также системой турбонаддува, после капитального ремонта. Также у компании «Машсервис» есть возможность поставлять собранные по лицензии дизели по цене значительно меньше 1 млн рублей.

Логично, казалось бы, что на рынке сложно найти не только новый, но даже хорошо восстановленный промышленный продукт, если он снят с производства почти 10 лет назад. Тем не менее, для российского рынка спецтехники такая закономерность действует не всегда. Наверное, у нас уже выработался иммунитет к явлениям «дефицита» и «остановленного производства», и мы быстро определяемся, «где что достать» и что в таких случаях предпринимать.

На нашем рынке есть все запчасти как к тракторам Т-130 (а это очень старая модель), так и к Т-170, и к их дизельному двигателю Д-160. Нам до сих пор помогает знаменитая стандартизация и унификация советской конструкторской школы и промышленности.

На рынке Урала, который считается центром российского машиностроения, до сих пор могут и качественно отремонтировать «немолодой» дизель Д-160, и собрать новый по лицензии. Старые тракторы Т-170, Б-170 при условии хорошего обслуживания прослужат своим хозяевам ещё долго, так как и ранее славились надёжностью.

Добро пожаловать!

Официальный сайт компании Машсервис.
Кликните продолжить.